Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Календарь памятных дат

В 1942 году при Тувинском музыкально-драматическом театре открывается училище, в цирковую группу В.Б. Оскал-оола на обучение поступила Наталья Дойдаловна Ажикмаа. В 1943 году заслуженный деятель искусства РСФСР, профессор кафедры хореографии балетмейстерского факультета Российской академии театрального искусства А.В, Шатин приступил к постановке танцев «Декей-оо», «Звенящая нежность». Солисткой в исполнении этих танцев была Наталья Дойдаловна, позже танец «Звенящая нежность» был удостоен звания лауреата и награждена серебряной медалью.

В августе 1945 года Тувинский Музыкально-драматический театр пригласил талантливого Николая Константиновича Рушева в Кызыл в качестве главного художника. Там он и познакомился с юной балериной Натальей Ажикмаа. Осенью 1946 года состоялась свадьба. А спустя 2 года Николай Константинович был командирован Министерством культуры СССР в Сталинабад (ныне Душанбе) художником-постановщиком в Русский драматический театр. Позднее к мужу приехала и Наталья Дойдаловна, она поступила в Таджикский театр оперы и балета имени С. Айни.

В 1950 году молодую семью ждало новое назначение, в Монгольскую Народную Республику, в театр оперы и балета Улан-Батора, где Николай Рушев – театральный художник, а Наталья Ажикмаа – педагог-балетмейстер. Там произошло и долгожданное событие: 31 января 1952 года на свет появилась дочь Надежда. Местный мудрец дал ей пророческое имя Найдан, что на монгольском означает «Вечно живущая».

Везде, где Николай Константинович ни бывал, он рисовал. Сохранилось множество работ в совершенно разной технике: от карандашных набросков до картин, написанных маслом. Особенно интересовала его храмовая архитектура. 

Обнаружив в Наде художественный талант, отец не поддался соблазну научить ее рисовать профессионально, не отдал дочь в художественную школу. Он дал развиваться таланту дочери свободно, самостоятельно. Позднее, когда Надя уже во многом сложилась как художник, бывало даже, что он просил ее совета, когда что-то не получалось в рабочих эскизах.

Никогда не используя стирательную резинку, она всегда рисовала свои работы за один раз, очень редко раскрашивая избранные рисунки акварелью. Рисование тушью стало любимым графическим стилем для Нади, а ведь тушь требует очень высокого мастерства – здесь нет места ошибке. Линия должна получиться именно той толщины, которая требуется для передачи образа. Никакие помарки и исправления при работе с тушью невозможны.

За свою жизнь Надя Рушева создала около 12 000 рисунков. Ее творческое наследие включает в себя циклы иллюстраций: «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир», «Западная классика», «Маленький принц», «Мастер и Маргарита», «Мир животных», «Пушкиниана», «Русские сказки», «Современность», «Тува и Монголия», «Эллада», «Байрон. Абидосская невеста». Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов – Чуковского, Кассиля, Гайдара, Шекспира, Бажова, Родари, Блока, Носова, Верна, Гюго и многих других.

У Нади все было впереди – она мечтала поступить во ВГИК и стать художником-мультипликатором, а также сделать циклы иллюстраций к Лермонтову, Некрасову, Есенину, Грину…

Ее юная жизнь трагически оборвалась 6 марта 1969 года. Рано утром она упала в обморок, отец вызвал скорую помощь, но врачи не могли помочь девочке – у Нади была врожденная аневризма сосуда головного мозга. Она скончалась от последующего кровоизлияния в мозг.