Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

8 июля отмечается день российской почты

Поздравляем всех работников почты России! Вы незаменимые звенья, которые соединяют людей, прекращают ожидания, помогают дружбе! Желаем работать продуктивно, всегда хорошей погоды, благодарных клиентов!

История почты в Туве.
Во второй половине 19 века начали расширяться русско-тувинские экономические отношения, что и вызвало потребность в налаживании почтовой связи с Россией. Русские торговые фактории, возникавшие в 70-х гг. 19 века на территории Урянхайского края, так тогда называли Туву, были вынуждены посылать свою почту частным образом в г. Минусинск, где находилось ближайшее почтовое отделение русской государственной почты. Эти письма оплачивались русскими знаками почтовой оплаты и гасились календарным штемпелем Минусинска.
Появление русских переселенцев в Туве и укрепление экономических связей заставили царское правительство изыскивать пути организации транспорта и налаживание средств связи. Gредполагалось между Минусинском и селом Верхняя Уса открыть почтово-телеграфные отделения в селениях Ермаковском, Григорьевке, Нижней и Верхней Усе. Однако этот проект не был осуществлен.

17 апреля 1914 года Урянхайский край был административно подчинен Енисейской губернии. В это же время русские поселенцы на слиянии двух рек – Большого и Малого Енисея – начали строительство нового города Белоцарска (ныне Кызыл).

31 декабря 1914 года заведующий устройством русского населения в Урянхае обратился ко «всем Старшим Выборным и русскому населению Урянхайского края» с циркуляром, в котором предложил создать почтово-телеграфную контору. Пока же было организовано временное почтовое сообщение от Григорьевки до Белоцарска посредством посылки два раза в неделю особых нарочных. Для работы этой временной почты были разработаны специальные «Правила почтового сообщения в Урянхайском крае по 1-ое июля 1915 года», организация этой почты игнорировала нужды местного населения и заботилась лишь о предоставлении удобств чиновникам и торговцам Урянхайского края.

А 11 декабря 1914 года по предписанию комиссара по делам Урянхайского края № 5129 заведующему было предложено приостановить дальнейшую работу временного почтового отделения, при этом в грубой форме указывалось на незаконность действий.

На 3-ем Краевом съезде русского населения в Белоцарске, проходившем с 9 до 14 сентября 1916 года, снова разбирался вопрос об организации почтовой связи. В 1916 году было завершено строительство дороги от Минусинска через Туран до Белоцарска, получившей название Усинского тракта, что улучшило связь Тувы с Сибирской железной дорогой.

13 февраля 1916 года в Верхней Усе открылось почтовое отделение, а 11 декабря того же года – телеграф, приблизив службу связи к городу.

В первой половине 1917 года по запросу Томского почтово-телеграфного округа собираются сведения для открытия почтового отделения еще в четырех поселениях.

А 22 июня поступило официальное сообщение о преобразовании почтового отделения в Белоцарске в почтово-телеграфное с приемом внутренних телеграмм. Количество жителей в то время составляло 725 человек. Для размещения почтово-телеграфной конторы в Белоцарске арендовалась усадьба у «минусинского мещанина» Н.И.Хабарова, однако в феврале 1918 года из-за непосильной арендной платы почта прекратила свое существование. Официально почтовая связь Белоцарска с центральными районами России просуществовала немногим более года.

13 августа 1921 года на первом Всетувинском Великом Хурале в поселке Кочетово (Суг-Бажи) была провозглашена Тувинская Народная Республика, а столица – город Белоцарск был переименован в город Красный (ныне Кызыл).

Сообщение Тувинского Правительства и государственных учреждений, находящихся в столице, с районами осуществлялось при помощи оставшейся от Цинской империи уртонной почты, которая в дальнейшем была ликвидирована.

Почтовые сношения с Советской Россией производилось при помощи ответвлений советской государственной почты, так как своих почтовых учреждений в то время в Туве не было.

В 1925 году корреспонденция, направленная из СССР в города Тувы, доставлялась Восточно-Сибирским округом связи, курировавшем по линии протяженностью 758 километров «Ново-Николаевск (Новосибирск) – Юрга – Ачинск – Красноярск» до Ачинска, затем гужевым транспортом через Минусинск до Тувы.

С открытием навигации пореке Енисей почта направлялась по линии протяженностью 1.079 километров «Иркутск – Нижнеудинск — Красноярск» до Красноярска и затем по Верхнему Енисею в Кызыл.

В сентябре 1925 года, согласно Постановлению ЦИК от 26 сентября 1925 года, Народный Комиссариат почтовых телеграфов СССР предписал предприятия связи Енисейской губернии передать в состав Средне-Сибирского округа связи, переименованного тем же Постановлением в Сибирский округ связи.

В этом же 1925 году в Кызыле по улице Красных партизан при помощи Советского Союза завершается строительство специального здания для почтового отделения

22 июля между ТНР и СССР был заключен договор, в соответствии с которым 1 октября 1925 года Советское Правительство передает безвозмездно в дар тувинской Народной республике все советские почтовые отделения, действовавшие на территории Тувы, со всем принадлежащим им имуществом. Эту дату можно считать «днем рождения» тувинской почты.

В декабре 1925 года публикуется полный список предприятий связи республики, куда были включены, помимо почтово-телеграфной конторы в Кызыле и почтово-телеграфного отделения в Туране, почтовые отделения в поселениях В.Никольское, Трудовое и Кемчик, а также недавно открытые почтовые агентства в Харале и Уюке.

Из-за отсутствия железных дорог в ТНР большую роль играл гужевй и вьючный транспорт. Перевозки осуществлялись на лошади, быках и сарлыках (яках), на севере-востоке страны – на оленях, а на юге – на верблюдах. Связь с некоторыми труднодоступными районами была нерегулярной: для доставки почты в Тоджинский и Тере-Хольский районы использовался санный путь, который был открыт лишь 3-4 месяца в году.

В это же время налаживается почтовая связь с Монголией. В первые годы становления национальной почты в Туве молодая республика, не имевшая собственных транспортных средств, была вынуждена передавать торговым частным лицам право на перевозку почты.

19 мая 1926 года Госторгом были куплены два автомобиля, эту дату можно считать началом организации в Туве автомобильного транспорта и перевозки почты на автомобилях.

10 мая 1926 года почтово-телеграфное управление республики сообщило, что почтовые операции в Кызыле будет производиться ежедневно, кроме выходных дней с 9 до 15 часов. Осенью 1929 года в Туве открылись еще два почтовых отделения в Шагонаре и Чадане.

В апреле 1930 года в Туве работают постоянные почтовые отделения в Кызыле, Туране, Шагонаре и Чадане, передвижные почты в пяти районах Тувы. До этого года делопроизводство тувинских государственных учреждений велось на монгольском языке, а с монгольской грамотой было знакомо лишь 1,5 процента населения: феодальные чиновники и высокопоставленные ламы.

28 июня 1930 года Декретом правительства была введена тувинская национальная письменность на основе новотюрского латинизированного алфавита, а также создание конно-почтовых станций и организаций регулярных сношений, все это способствовало резкому увеличению почтового обмена.

С 11 октября 1931 года по тракту Кызыл – Русский пост устанавливается отправка почты по три раза в неделю в обоих направлениях, а 28 апреля 1932 года Совет министров республики принимает Постановление об организации конных почтовых станций на дорогах Кызыл – Самагалтай – Чадан – Барун – Хемчикский район. Почта следовала этому маршруту один раз в неделю.

В 1934 году Управление связи реорганизуется в Министерство.

В 1936 году транспортные средства республики состоят из 69 грузовых и 32 легковых автомобилей, но почта в районы еще все доставляется конным транспортом. К 1938 году почтовая корреспонденция во все аймаки, кроме Тоджи и тере-Хольского района, доставлялась на автомобиле два раза в неделю.

К 1940 году в ТНР насчитывалось 16 почтовых отделений.

В 1946 году организуется 14 конно-почтовых станций, обслуживающих почтой труднодоступные районы. Налаживается регулярное движение автотранспорта на тракте Абакан – Кызыл.

К 1951 году количество почтовых учреждений Тувы возрастает до 20-ти.

К 1969 году завершено строительство нового автотракта Ак-Довурак – Абаза, открывавшего выход к железной дороге, которая кратчайшим путемзападные районы Тувы с городами Западной и Восточной Сибири

Началом развития воздушной почты в Туве было установление в 1941 году воздушной линии Красноярск – Абакан – Кызыл. Самолеты Кызылского аэропорта поддерживали постоянную связь с наиболее отдаленными районами республики: Тоджинским, Тере-Хольским, Овюрским и Монгун-Тайгинским. Авиасвязь использовалась также для перевозки почты в другие районы во время весенней и осенней распутицы, ледохода и ледостава на реках. С 1955 года авиасвязь с Абаканом и Красноярском становится регулярной, а с апреля 1957 года совершаются ежедневные рейсы между Кызылом и Красноярском.