Не теряя традиций

В современных сложных и противоречивых политических условиях многие народы сохранили свою национальную линию социально-культурного развития лишь благодаря спасительной миссии многовековой традиционной культуры воспитания.

В традиционном обществе тувинцев семейно-родственному коллективу всегда придавалось огромное значение, где во взаимоотношениях руководствовались этикой и моралью. Общество и семья занимали активную позицию в отношении демографического поведения. Безбрачие и бездетность не признавались нормой жизни.

Ранее девушек четырнадцати и пятнадцати лет не просватывали, возраст брачующихся обычно был не менее чем шестнадцати-восемнадцати лет.

Каждая новая семья у тувинцев начинала свою самостоятельную жизнь в собственном жилище с соответствующим убранством, утварью, с тем или иным количеством скота, полученным от родителей и родственников.

В тувинских семьях к детям относились ласково, бережно, не применяя каких-либо физических наказаний. За первенцем в семье смотрела не только мать, но и близко живущие родственники, их дети.

По исполнению ребенку трех лет в семье готовились к важному событию  первой стрижке волос. В день стрижки резали овцу, готовили немного араки, в юрту приглашались родственники со стороны матери, отца и старые, уважаемые люди. Стрижка выполнялась ножницами, и первый пучок состригал самый почетный и уважаемый человек, или же тот человек, у которого год рождения по двенадцатилетнему календарному циклу совпадал с годом рождения младенца. Каждый присутствующий на обряде стрижки волос одаривал ребенка скотом, а тот человек, который первым состригал волосы ребенка, дарил ему четыре вида скота (барана или ягненка, козу или козленка, теленка и жеребенка). Остальные — кто сколько мог. Этот скот становился собственностью ребенка. Таким образом, закладывалась материальная база ребенка, и, когда он вырастал, у него был свой скот для дальнейшего ведения хозяйства.

В четыре года ребенок уже знал имена старших родственников, слушался маму. Девочка в пять лет уже умела доить козочку, а мальчик арканом старался поймать козленка. В этом возрасте родители уже учили детей работать, давали им поручения: посылали их к соседям с вестью, просили последить за передвижением животных на пастбище. В шесть лет девочка помогала маме по дому, а мальчик ходил за водой. В семилетнем возрасте девочка уже мыла посуду, присматривала за младшими, начинала шить. Мальчик подражал всаднику, носил с собой аркан, играл в астрагал.

После десяти лет девочка уже доила корову, помогала чинить одежду и была хорошей помощницей матери. Мальчики в этом возрасте могли работать у чужих людей, пасли скот, управляли волами во время пахоты, разбирались в масти и названии домашних животных, диких зверей, умели определять возраст скота. Они уже знали пастбища скота и места обитания зверей. Мальчик узнает имя девочки, с которой его обручили когда-то, запоминает имена ее родителей и где они живут.

В старое время старшие обращали особое внимание на детей до тринадцати лет: и ласка, и внимание, и надзор, и работа. Они рассказывали им что происходит на земле, под водой, в степях, в горах, на небесах. После тринадцати лет присматривали за ним не так дотошно. В тринадцать лет мальчик уже мог заколоть мелкий скот, знал все названия его костей  и органов, а девочка чистить  внутренности и готовить изиг хан. Тринадцатилетние дети много знали, многое умели.

Вот таким образом практически каждый ребенок получал с раннего возраста необходимый круг навыков, знаний для будущей самостоятельной жизни. Трудовое воспитание детей в семье было тесно взаимосвязано с нравственно-этическими нормами жизни, этикетом.

К старшим по возрасту дети относились с почтением, пиететом, не должны были в юрте проходить впереди них, а только за ними, вмешиваться в разговор старших или кого-нибудь перебивать. Большое уважение оказывали отцу и особенно матери. Законом для каждого ребенка была заповедь: «Слово отца запоминай, слово матери уважай». Подростки и молодые тувинцы никогда не спорили с пожилыми и взрослыми людьми, в юрте и около нее громко не кричали и не свистели. Считали проклятым то место, где были драки и ругань между людьми. Запрещалось появление детей, подростков где это происходило.

Чтобы воспитать ребенка, надо обладать умением руководить им в течении всего его развития, причем так, чтобы оно протекало гармонично и ничто ему не мешало. Однако взрослым он становится не в день совершеннолетия. Новорожденный, грудной ребенок, малыш, мальчик, девочка, подросток, девушка, юноша — все эти слова отражают различные жизненные этапы через которые человек должен пройти, прежде чем он получит право на такой желанный титул, как «взрослый человек».

Иногда о некоторых реках говорят, что у них быстрое и непостоянное течение. Думается, что и ребенок в своем развитии похож на одну из таких рек. Он «продвигается» рывками, преодолевая препятствия, то делает скачок, то движения с гордым величием, то есть не в том режиме, который ему частенько хотят задать. Развитие и рост ребенка — это медленное и постоянное продвижение вперед. Большую ошибку допускают те родители, которые считают, что ребенок должен каждый день прогрессировать в мудрости, уме, ловкости, послушании. Ребенок делает три шага вперед, а затем шаг назад, потому что многочисленные препятствия на пути тормозят его развитие. Задача родителей заключается в том, чтобы замечать препятствия, помогать их преодолевать, опираясь на опыт наших предков, возрождая утерянные традиции.

 

Ведущий специалист Госархива РТ Т.Котюшева

TOP