ИСТОРИЯ ХРАНИЛИЩА ИСТОРИИ

В рамках празднования 90-летия Национального архива Республики Тыва под рубрикой «Знакомство с архивом» предлагаем Вашему вниманию статью-воспоминание ветерана архивного дела Елизаветы Кирилловны Пилипончик «История хранилища истории» вышедшей в газете «Тувинская правда» № 74 от 11 июля 2000 года.

Воспоминания. Я сейчас ими живу, словно заново переживаю события прошедших дней и лет, а вернее десятилетий. Прошло почти 44 года, а впечатления от первого рабочего дня в Госархиве сохранились до сих пор. Владимир Андреевич Дубровский – директор Госархива – проводил рабочее совещание. Тогда я, вчерашняя школьница, впервые узнала, что архив — это что-то очень важное, но не очень пока понятное, и чтобы работать в архиве, нужно многое знать.
Государственный архив был структурным подразделением Архивного отдела УВД Тувоблисполкома и располагался в здании, где сейчас находится МВД республики. Рабочие кабинеты были на третьем этаже в двух небольших комнатах, а третья самая маленькая, являлась кабинетом обоих руководителей, коридор же служил библиотекой и читальным залом. Хранилища помещались в двух полуподвальных помещениях, одно из них запомнилось, так как находилось напротив КПЗ в одном с ним коридоре за общей дверью, которая почти всегда была на замке, и чтобы попасть в хранилище, вызывали дежурного. Других проблем с этим хранилищем не было. Коллектив МВД был дружным, да и мы были частью этого коллектива.
Стеллажи в хранилищах, естественно, были деревянные, крепкие, и чаще всего сотрудники обходились без лестницы, доставая связки документов даже с самых высоких полок, подшучивая друг над другом. Было весело и совсем нетрудно. Закартонировано документов было очень мало, но руководство архива ежегодно добивалось выделения средств для изготовления коробок, и к моменту переезда в новое здание почти все документы были в коробках.
Справедливости ради надо сказать, что при МВД нам жилось спокойно, а в социальном плане – даже хорошо. Выполнялись минимальные потребности архива, все работники имели возможность наблюдаться в санчасти, регулярно проводилась диспансеризация, работники имели возможность заниматься спортом, желающим выдавали спортивную форму. У меня была футболка со знаком «Динамо», жаль, не сохранила на память, таких сейчас нет, сейчас все другое. А художественная самодеятельность МВД занимала одно из первых мест в Кызыле. С грустью и теплотой вспоминаю наше трио, — Анну Михайлову, Клару Намчак.
Вроде все хорошо, но не было перспективы развития архива как научного учреждения, Хранилища были переполнены. С каждым годом все острее стоял вопрос о строительстве специального здания для государственного архива. Да и само нахождение архива в системе МВД являлось тормозом в развитии архивного дела. Это понимали все. И наконец в 1961 году Главное архивное управление добилось передачи архивов в введение Совета Министров РСФСР.
Но все по порядку. Принята я была архивно-техническим сотрудником, но основной моей работой в первые месяцы было выявление документов по газетным подшивкам. Составляла тематические карточки, шифровала и располагала их в картотеку, согласно схемы классификации, составленной В.А. Дубровским. Работа оказалась интересной, может быть, поэтому я решила стать архивистом и через год поступила в Московский историко-архивный институт.
Но учиться приходилось не только в институте. Сотрудники архива были молодые, кадры довольно часто менялись, а работа в архиве требует определенных знаний. Поэтому регулярно проводились занятия по истории, теории и практике архивного дела, одно время изучали тувинский язык. Тогда очень много исполняли справок о трудовом стаже, а за ранние годы документы были на тувинском языке. Медленно, трудно, но мы просматривали все документы, а позднее научились их читать, главное, найти фамилию, а переводили другие. Иногда это делал Николай Сатович Чыргал-оол, тогда он был старшим научным сотрудником архива, большой умница, у меня о нем остались самые лучшие воспоминания. А справки мы исполняли с Анной Степановной Москаленко – научным сотрудником Госархива. Она обладала удивительной способностью со всеми находить общий язык, имела ответы на все житейские вопросы, а мне помогала делать первые шаги на работе.
В те годы большое внимание уделяли переводам документов со старомонгольского языка с целью введения их в научный оборот. Одним из переводчиков был Седип-оол Токпак-оолович Танов – автор первого тувинского букваря. Он много сделал для архива и был не только переводчиком, а скорее учителем, беседы с ним всегда были интересны и полезны, ведь он являлся живым свидетелем огромных перемен в республике, с уходом таких людей уходит часть опыта и знаний. Потери невосполнимы. Переводил документы и известный ныне в Туве политический деятель Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей. А тогда – симпатичный молодой человек, только что закончивший учебу в Монголии, уже сотрудник ТНИИЯЛИ.
Работа в архивах разнообразна. Может быть, самая интересная работа в архиве – это использование документов в научных и практических целях, их каталогизация и систематизация, но самая важная – обеспечение сохранности документов на местах и, конечно, в Госархиве. А здесь трудностей всегда хватало. Важно было переломить психологию людей, которые считали, что архив – это макулатура, приходилось доказывать элементарные вещи, что без документов нет истории, что нельзя работать для корзины. Не знаю, существуют ли сейчас эти проблемы, но тогда, в 60-е годы, это была проблема номер один. Важную роль в сохранности документов в организациях и на предприятиях сыграли хозрасчетные группы архива. Наши сотрудники со знанием дела проводили экспертизу документов и этим обеспечивали своевременную сдачу важных бумаг в Госархив на постоянное хранение. Мне кажется, в архивах долго работают особенные люди, не избалованные вниманием, а ведь делают такое важное дело что трудно переоценить. Сохранить настоящее для будущего – есть ли что важнее?
Руководили хозгруппами в разное время замечательные женщины: Полина Ивановна Соколова, Дина Асановна Белоусова, Людмила Леонидовна Волгина, с каждой из них меня связывает не один год нелегкой работы.
Архив всегда, уделял внимание научной работе. Особенно активно занимались выявлением документов под руководством В.А. Дубровского. Это был творческий человек, и вся жизнь его была отдана науке. В те годы началась повсеместная плановая подготовка сборников по культурному строительству. Началась такая работа и у нас – готовился сборник «Культурное строительство в Туве». Активно выявляли документы, систематизировали их, перепечатывали, сверяли. Но ушел в ТНИИЯЛИ В.А. Дубровский и, к сожалению, заменить его никто не смог. Работа над сборником затянулась, одновременно занимались выявлением документов по другим темам, много выполняли тематических запросов организаций.
Шли годы, архивохранилища были уже переполнены, а вопрос о расширении, а тем более о строительстве специального здания Госархива, дальше разговоров не продвигался. Даже трудно представить, скольких трудов стоило добиться согласия на строительство здания. Многолетние обоснования, письма, встречи с руководством Главного архивного управления РСФСР и нашей республики привели к тому, что строительство здания для ЦГА Тувинской АССР было внесено во все положенные планы, в том числе и в план Главного архивного управления, что было важно. Предварительно в Кызыл приезжал заместитель начальника Главархива РСФСР Владимир Алексеевич Тюнеев для окончательного решения вопроса о строительстве на месте. Руководство республики предложило приспособить под архив недостроенную водонапорную башню «на горе», которая до сих пор стоит как памятник бесхозяйственности.
Раза два мы ходили с высоким начальником на этот объект, обсуждали разные варианты, пришли к выводу, что затраты предстоят большие, а проблемы не решить. К тому времени в архивах появились новые важные направления в работе – организация фотолабораторий, создание страховых фондов наиболее важных документов. Решено было строить. С этого времени все пошло своим чередом. Из Главархива РСФСР прислали типовой проект, заранее заказанный нами исходя из выделенной суммы на строительство здания. Надо сказать, мы понимали, что архивохранилище будут заполнены в ближайшие десятилетия, но не в наших силах было что-то изменить. Вопрос как всегда упирался в деньги.
Наверное не вспомнить всех, кто был причастен к организации строительства здания Госархива. Это были директор В.Дубровский, Тамара Сергеевна Маркова, заведующие архивным отделом Анна Иннокентьевна Шестерикова и Ульяна Сергеевна Скакова. Ну и, конечно, мы с заведующим архивным отделом Тонгаком Хорун-ооловичем Таржаа. В Совете Министров Тувинской АССР мне приходилось обращаться чаще всего к управляющим делами Николаю Кузьмичу Курбатскому, затем Кыргысу Надыловичу Диига и всегда находила понимание. Т.Х. Таржаа решал вопросы на более высоком уровне, ведь тогда ни один важный вопрос не решался без ведома партийных органов. Курировал архивный отдел зам. председателя Совета Министров Тувинской АССР Кужугет Сереевич Шойгу. О нем хотелось бы сказать самые лучшие слова. Для руководителя такого высокого ранга он обладал довольно редким качеством – был доступен и доброжелателен. Кужугет Сереевич знал наши проблемы и помогал оперативно решать их, он постоянно интересовался делами архива, бывал в нашем коллективе. Кужугет Сереевич запомнился мне благородным человеком, таких, к сожалению, не так много, и неудивительно, что именно у него такой замечательный сын.
С Тонгаком Хорун-ооловичем Таржаа мы работали около десяти лет. Это были непростые годы строительства здания архива и первые, самые сложные, годы работы в новом здании. Менялась специфика работы архива, к тому же, надо было научиться содержать здание, обеспечивать эффективную работу архива, а это оказалось совсем не просто. Были, конечно, и просчеты, но мы старались. Помогало нам и то, что в коллективе не было межличностных конфликтов, все важные вопросы решались сообща – дело-то общее! У Тонгака Хорун-ооловича было ценное качество – он не мешал работать, поскольку не очень хорошо знал архивное дело, доверял мне, а я с уважением относилась к его советам, и это сказывалось на работе. А проблем было много. Часто нас выручали командировки по обмену опытом. Лучше, как говориться, один раз увидеть.
А командировок в те годы было много. Ежегодно командировки в Москву, на зональный научно-методический совет в один из городов Сибири, научно-практические конференции и, конечно, в районы республики для оказания методической и практической помощи заведующим райархивами.
Особенно запомнилась одна из командировок. Это было примерно за год до завершения строительства здания ЦГА. Выяснилось, что проектом не предусмотрено помещение для секретных документов, сразу было ясно, что хранилища маловаты, и необходимо было с первых дней компактно располагать документы, а это зависело от вида стеллажей и их установки в хранилищах, к тому же, мы ничего не знали об оборудовании для лабораторий.
С этими и многими другими вопросами мы поехали вдвоем с директором госархива Тамарой Сергеевной Марковой в Кишинев, так как именно там уже было построено по подобному проекту здание госархива. Много полезного взяли из их опыта работы, но их возможности не шли в сравнение с нашими. У них было много специалистов, стеллажи изготовлены на месте – и лучше, и дешевле, не говоря о микрофотолаборатории, которая уже выполняла план по микрофильмированию. И тем не менее, мы воспользовались их разработками и рекомендациями.
По кишиневскому примеру были размещены секретные документы, своевременно заказаны металлические стеллажи и оборудование для архива, но, к сожалению, из-за отсутствия денег мы смогли оснастить только фотолабораторию.
Наконец-то пришло время переезжать в новое здание. Перемещать документы тоже было непросто. Заранее составили график перемещения, важно было не перепутать фонды, в архиве главное – порядок, каждая коробка имеет свое постоянное место. Все сотрудники добросовестно выполняли каждый свою часть работы, не было неразберихи. Поэтому ритм работы архива почти не нарушался.
Шаг за шагом Центральный государственный архив Тувинской АССР занял достойное место среди архивных учреждений Сибири. Поэтому в Главархиве РСФСР было принято решение впервые за многие десятилетия провести заседание зонального научно-методического совета в Кызыле. Для всех архивистов это было важное событие, почетное и ответственное. Старались все. Совет был организован и проведен очень хорошо, за что мы получили письменную благодарность от председателя ЗНМС Анны Николаевны Козионовой. И еще в память об этом сохранилась фотография участников Совета на фоне обелиска «Центр Азии».
В Государственном архиве я проработала 25 лет, последние восемь – директором Центрального государственного архива Тувинской АССР. Я была третьим директором после В.А. Дубровского и Т.С. Марковой. Но в 1983 году по собственному желанию уволилась, о чем до сих пор сожалею, все-таки я – архивист, и архив для меня всё: молодость, друзья, трудности и успехи. А со сколькими людьми свела меня судьба за эти 25 трудовых лет! Кроме названных выше, это: Елизавета Одучуевна Кара-оол, Тамара Григорьевна Шагиахметова, Тамара Викторовна Дувектер, Валентина Ивановна Дворникова, Ирина Монгушевна Куулар, Ольга Владимировна Елманова, Тамара Седип-ооловна Саая, Екатерина Саяевна Тактан, Екатерина Ивановна Строгова, Билимаа Чыртак-ооловна Ширин-оол, Любовь Ооржаковна Хойлакаа, Нелля Павловна Шуба и многие другие. Я помню всех и благодарна всем за совместную работу.

Е. Пилипончик,
ветеран архивного дела.

TOP