«РАССКАЗЫВАЮТ АРХИВЫ»

В рамках празднования 90-летия Национального архива Республики Тыва под рубрикой «Знакомство с архивом» предлагаем Вашему вниманию статью работников Центрального государственного архива Тувинской АССР С. Танова, Н. Чыргал-оола — «Рассказывают архивы» вышедшей в газете «Тувинская правда» № 242 от 12 октября 1962 года.

В Центральном государственном архиве Тувинской АССР проводится научная работа по систематизации архивных документов на монгольском языке за период с 1758 года (начала маньчжурского владения) до 1930 г. Эти материалы со дня их написания не подвергались архивно-технической и научной обработке. Только за последние два года начался их перевод на тувинский и параллельно на русский языки.
Даже сейчас, когда сделаны краткие переводы только третьей части этих материалов, выявляются очень интересные документы, касающиеся крупных исторических событий, социально-экономических преобразований в Туве. Историческое, научное значение их очень велико.
На многие годы задержало развитие Тувы монгольско-маньчжурское иго. Отчаянное сопротивление народа встретили чужие порядки, вводимые в Туве силой оружия. Пятый правитель танну-тувинских пяти хошунов Ламажап в своем ответе на требование правителя западных земель Маньчжурии улясутайскому чанчыну, ссылаясь на источники, сообщает, что за открытый протест и нежелание подчиняться были репрессированы даже алдын-ханы Сенгинчап, Дамбый, правившие Тувой до завоевания маньчжур.
Тува была разделена на девять хошунов, пять из которых подчинялись амбын нойону, а четыре хошуна управлялись через монгольских феодалов. Целью такого разделения было стремление не дать объединиться, раздробить силы бойцов за народное счастье.
«…Иногда мне, Ламажапу, кажется, что вольнодумный народ Танну-Тувы, разочаровываясь в надеждах, сговариваясь и объединяясь со своими (тувинцами) и другими (другие народности), способен натворить тяжкие беды, из-за чего по велению высочайшего (императора)… образованы 10 караулов на юге… по внешним границам с русскими заложены посты от перевала Хой до устья Хемчика и на Савына тайге» — так маньчжурские власти, боясь «дерзких» выступлений, окружили военными караулами и постами завоеванную территорию Тувы.
С приходом Дайцинского правления на тувинский народ обрушилась тяжелая налоговая повинность. Основных налогов было девять: налог хану – обязательная поставка пушнины в казну императора; сбор серебра, пушнины и скота в пользу улясутайского чанчына и чурганов (чиновников министерства по делам пограничных районов империи); налог на содержание амбын нойона; оплата расходов на поездки различного рода чиновников и другие. На все это из Тувы уходили тысячи голов скота, пушнины и другие богатства.
Документальные материалы повествуют о тяжелой доле в кабале и о восстаниях за лучшую жизнь. Обнаружен ряд документов, рассказывающих об освободительной борьбе тувинцев в Западной Туве. Например, Барлыкское движение выдвинуло таких героев, народных мстителей, как Самдан, Дозур, Эренхоо и других, часть из которых впоследствии слилась с отрядами «60 дургунов». Объявленные вне закона, дургуны боролись против существующих порядков нелегально, часто объединялись и устраивали опустошительные набеги в аалы богачей-правителей, уничтожали отряды войск угнетателей, дезорганизовывали караулы, посты.
Отряды «60 дургун» («60 богатырей») действовали под предводительством Самбажыка, Дажы-Нима, Самдана и других. После кровавой расправы с восставшими пленных участников вооруженных выступлений против правления наказывали изощренными пытками – «9 шаагай», от которых человек погибал.
За восстания на тувинский народ накладывали огромные контрибуции.
Народ Тувы в борьбе за светлое будущее часто искал покровителя-союзника в лице своего великого соседа на севере – русского народа, о чем свидетельствует личная переписка правителей, нойонов.
Великая Октябрьская революция подняла революционный дух тувинского народа настолько, что на призыв «белого чанчына» Казанцева вступить к нему в отряды и «воевать против красных» хемчикские тувинцы отказались и объявили мир с красными…
Предстоит еще большая и кропотливая работа по приведению в порядок ценных исторических материалов, находящихся пока в состоянии россыпи.

TOP