Родоплеменные (этнические) группы тувинцев. Соян

У тувинцев сохранились родоплеменные названия даже в условиях колониальной политики и военно-феодального оккупационного режима, искусственного создания на терри­тории Тувы хошунов и сумонов. Л. П. Потапов в монографии “Очерки народного быта тувинцев” отмечает: “Рассматривая перечень родоплемен­ных названий, нельзя не отметить, что племенной состав тувинцев характеризуется смешанностью составляющих его этнических элементов, и, прежде всего, тюркских и монгольских” (Потапов, 1969).

Наиболее распространены родоплеменные названия тувинцев, охватывающие почти все население (свыше 95%): маады, ооржак, соян, кужугет, чооду, иргит, мунзук, салчак, тонгак, тумат, кыргыс, тулуш, телей, хертек, сарыг, куулар, хомушку, ховалыг, сат, ондар, оюн и другие.

К тюркским группам по происхождению отно­сится родоплеменная группа “соян”. Помимо тувинцев этноним “соян” в форме “сойог” известен у монгольских (алтайских) урянхайцев, у собственно алтайцев, у хакасов, сагайцев в форме “соин”, у киргизов — соян.

В записанном С. И. Вайнштейном предании о проис­хождении племен соян рассказывается, что: “… сояны произошли от женщин и медведя (последнее отражает тотемические воззрения и свидетельствует о древности пре­дания). В начале потомки соян жили в Монголии. Затем, с увеличением численности, они перешли в урочище Алтай-Хол по р. Тес, потом в урочище Шатры и оттуда в местность Хок. Соян стало так много, что здесь они разделились на роды. Часть их расселилась по степи, а часть ушла в лес. Там лесные сояны приручили оленей. Предание о южном происхождении подтверждает предположение об их не самодийском происхождении” (Вайнштейн, 1957).

По-видимому, какая-то часть соян-скотоводов откоче­вала на северо-восток Тувы, где и перешла к оленеводству. О вторичной для этого рода хозяйственной деятельности свидетельствует бытовавшая в Тодже легенда о проис­хождении оленеводства, отчасти связанная с родом соян (С. И. Вайнштейн “Тувинцы-тоджинцы”, 1961). Юго-вос­точные тувинцы о соян говорят как о степном народе, и хотя группа тувинцев, называющая себя “соян”, давно неод­нородна по хозяйственному профилю, наиболее южные, вероятно, были связаны давним обитанием с горно-степной или горно-пустынной местностью.

Этноним “соян» представляется весьма интересным в плане его происхождения. Соян (под именем саянов, соянов и соянцев) — одна из наиболее часто упоминаемых в русских исторических документах XVII в. родоплеменная группа тувинцев, при­чем к тому времени она характеризуется как значительная группа населения с различной хозяйственной деятель­ностью. Вероятно, и в то время наименование сояны (саяны) могло пониматься в широком смысле, поскольку, например, от варианта саян образован был топоним Саянская земля — “собирательное наименование района Саян и присаянья”.

После оккупации Тувы сояны оказались в четырех хошунах: Оюннарском, Салчакском, Хемчикском и Хасутском, а также среди алтайских тувинцев, так называемых кокчулутунов. Большинство их проживало в Оюннарском хошуне, жило по левобережью р. Тес, а также по р. Нарын. По сведениям, относящимся к 1914 г., в сумоне Соян нас­читывалось 1403 человека (377 юрт). Долина р. Тес — основное местообитание соян с родовой священной горой “Кежеге”.

С почитаемой горой “Кежеге” было связано поверье, что родовая гора запрещала девушкам из рода или племени соян выходить замуж за представителей других родоплемен­ных групп тувинцев. Если это случалось, то нарушившую запрет и вышедшую замуж девушку ожидала весьма тяже­лая жизнь, болезни и ранняя смерть. Сояны выдают своих девушек только в своей среде, хотя их мужчины берут девушек и из других родов. Этот обычай, похожий на пережиток какой-то “племенной” эндогамии, мотивируется религиозным установлением, исходящим от священной горы. Наличие у соян своей родовой священной горы в до­лине р. Тес свидетельствует об их сравнительно давнем проживании в этих местах, так как культ гор у саяно­алтайских народностей, как правило, был отражением религиозных представлений родовой собственности на землю.

Одной из существенных хозяйственно-бытовых осо­бенностей тувинцев соян в Южной Туве было отсутствие у них сарлыков-яков, что отразилось на их языке, где пол­ностью отсутствует терминология, связанная с названием сарлыков по возрасту и полу, которая хорошо известна их соседям — тувинцам чооду, иргит, кыргыс. Сояны — степ­ной народ, вот почему они не знают подробных названий для сарлыков (Потапов, 1969).

Таким образом, группа тувинцев, называющая себя соян, давно неоднородна и по хозяйственному профилю. Наибо­лее южные среди них, вероятно, были связаны давним обитанием с горно-степной или горно-пустынной местностью. Современные монголы — соседи южных тувинцев — называют соян хохийсо, то есть сояны из местности Хохий (хребет Хан-Хухэй).

Л. К. Аракчаа, «Истоки экологического воспитания», 2004 г.

TOP