О высоком призвании учителя

Многие юноши и девушки мечтают стать артистами, летчиками, моряками, геологами, якобы только эти профессии связаны с романтикой, с подвигами. К.С. Станиславский говорил «Нет маленьких ролей». Равно и все профессии хороши, если отнестись с любовью, творчески, честно, без оглядки. Работать добросовестно — это значит отдать народу все, что ты можешь ему дать.

Выпускники Кызылской средней школы № 2 во время последнего звонка, 25.07.1977 г.
Выпускники Кызылской средней школы № 2 во время последнего звонка, 25.07.1977 г.

 

Выбирать свой путь в жизни нужно в соответствии со своими силами, способностями и естественными склонностями. Недопустимы самообольщение , хвастливая переоценка своих возможностей, но вредны и робость, застенчивость, трусливость, недооценка своих сил.

Профессии, как люди, рождаются, живут и умирают. Ушли в прошлое коногон, пахарь с деревянной сохой, жница с серпом. Но есть профессия неумирающая. Потому что есть задачи, которые человечество будет решать вечно. Да, да, — я говорю о профессии учителя. Никогда пока существует человечество, не исчезнут учитель и ученик, никогда не прекратится обучение. Это — живая связь поколений, преемственность, без которой невозможен прогресс.

В любой сфере деятельности человек идет к своему расцвету через знания, через необходимость «научиться». Развитие и движение вперед идет от учителя. Вам, наверное, кажется, что в работе учителя все уже найдено и давно известно: решать задачи или писать диктанты. Какое, может быть творчество, какое искание — сплошная скука: по звонку вошел в класс, провел урок и по звонку вышел. Нет, конечно, это не так. Из года в год жизнь становится сложнее, возникают новые пауки, развивается техника, повышаются требования к школе.

На сочинении выпускников во 2-ой школе г.Кызыла, 1977 г.
На сочинении выпускников во 2-ой школе г.Кызыла, 1977 г.

 

Во все области человеческой деятельности проникает кибернетика. Она завоевывает и педагогику. Что же нового принесет она в нашу науку? Прежде всего экономию времени. Учитель освободится от однообразной и утомительной работы над проверкой. Представьте себе класс, на столе у каждого аппарат, которой следит за ответом ученика и посылает сообщение на центральный пульт — учителю. Учитель по тому видит, правильно ли решают дети или кто-то ошибся, и вовремя придет на помощь. Машины помогут обучать гораздо больше людей. Они помогут узнать о подготовке учащегося, даже о его способностях. И открывают большие возможности для индивидуального подхода к детям.

Туранская средняя школа, 18 лет преподает физику Евдокия Ивановна Волошина. 1978 г.
Туранская средняя школа, 18 лет преподает физику Евдокия Ивановна Волошина. 1978 г.

 

Возможности программированного обучения неисчерпаемы. Мы находимся у самого подножья вершины, которую предстоит взять. Нужно, чтобы юная сила взялась за это дело, помогла этому восхождению. Значит ли это: долой учителей и старые методы! Да здравствуют машины! Значит ли это, что скоро наших взволнованных первоклассников будут первого сентября встречать машины? А как же первая учительница, которую помнят всю жизнь? Разумеется, нет! Разве может холодный металл заменить минуты высокого душевного потрясения, которые возникают иногда на уроках, когда весь класс, замерев, слушает рассказ учителя. Нет, металл не заменит горячие слова живого человека.

Встреча с первоклассниками, школа № 15, г.Кызыл, 1977 г.
Встреча с первоклассниками, школа № 15, г.Кызыл, 1977 г.

 

Благодаря учителю школьные годы оставляют неизгладимый след в жизни каждого человека, будь это космонавт или писатель. Давно покинут класс, много воды утекло, человек вырос и возмужал, но все помнят своего учителя, те добрые семена, которые он посеял. «Будущее наших детей, нашего народа — в руках учителя, в его золотом сердце. Мы должны, завидев его на улице, за 50 метров шапку снимать из уважения к нему»,—говорил А. Фадеев. В дни бомбежек и разрухи, в холодных классах, на обрывках газет писали сажей вместо чернил, так учила учительница ребятишек. На фронтах Великой Отечественной войны сражались стойкие и отважные сыны и дочери, воспитанные школой.

Преподаватель родного языка Эргит-оол Игорь Чокович, 1977 г.
Преподаватель родного языка Эргит-оол Игорь Чокович, 1977 г.

 

«Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней», — говорил в свое время нарком просвещения А. В. Луначарский.

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он —совершенный учитель» — это слова Л. Н. Толстого, отличного педагога Яснополянской школы. «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», — проницательно говорил А. Макаренко.

Народный учитель с гордостью может смотреть на окружающий мир, на создание своих рук. В библиотеку один за другим входят читатели — это учитель научил их читать. Человек совершает трудовые подвиги — это учитель вдохнул в него радость труда. Инженер строит завод, хирург спасает больного, агроном вырастил новый сорт пшеницы, композитор создал вдохновенную музыку, писатель раскрывает человеческую душу. Каждого из них в начале пути вел за руку учитель.

Шагонарская школа № 1, кружок юных археологов. Наташа Иванова показывает новичкам как делать реставрацию находок, 1977 г.
Шагонарская школа № 1, кружок юных археологов. Наташа Иванова показывает новичкам как делать реставрацию находок, 1977 г.

 

Воспитать и обучить человека значительно труднее любой другой работы. Вот где молодежи приложить руки. Вот где настоящий труд, романтика, творчество. Что может быть лучше ребенка, его чистой не омрачённой души и незанятой еще ничем головы? Учитель — ваятель детских душ, самого прекрасного, на земле. Я это говорю с полным правом старой учительницы. 37 лет — лучшие в моей жизни — отданы школе. На моих глазах прошли поколения молодежи 30-х, 40-х, 50-х, 60-х годов. Никогда передо мной не стояла особая проблема «отцов и детей», о которой так охотно трубят буржуазные психологи. Я могу по своему опыту сказать о тесной взаимосвязи этих поколений, общности идейных традиций и искренней цели. Заканчивая же свои заметки, хочу сказать: те юноши и девушки, что искренне любят детей, пусть не сомневаются, смело выбирают дорогу учителя.

А. Богданова, заслуженная учительница школы РСФСР.

Статья из газеты «Тувинская правда», 1961 г.

TOP