Особые черты и актёры Национального театра Республики Тыва

Национальный театр занимает особое место в жизни каждого жителя Тувы!

Это средоточие национальной тувинской культуры. Место, где рождается чудо, где время будто замирает, обостряя ощущение сопричастности к чему-то большему. Тувинский национальный театр имеет богатую историю, заставляет жить одновременно несколькими жизнями, и ещё многие-многие годы будет дарить сложные потоки эмоций, переживая их вместе с актёрами.

Бытует мнение, что в кино может сняться каждый, а на сцене театра могут играть только профессионалы. Хочется отметить тувинскую театральную школу, которая началась с таких деятелей искусства как режиссёр И. Исполнев, композиторы Р. Миронович, А. Аксёнов, хормейстер С. Булатов. Они оказали большую помощь в развитии тувинской национальной культуры. Потом наш театр пополнился уже своими национальными кадрами. В 1955 году выпускники тувинской национальной студии при Ленинградском театральном институте Л. Севильбаа, М. Мунзук, В. Кок-оол, Н. Кысыгбай, X. Конгар, Н. Олзей-оол вдохнули в театр новые веяния и сами стали известными деятелями тувинского театра.

Я очень люблю ходить в наш любимый величественный национальный театр им. Виктора Кок-оола, разместившийся в самом красивом здании, построенном в 1977 году, и расположенный на центральной и самой красивой площади столицы Тувы – площади Арата. Говорят, что театр –волшебный мир. Это действительно так. Мне нравится величественная архитектура здания нашего театра, как снаружи, так и внутри. В зале висят красивые люстры, похожие на хрустальные замки сказочных принцесс. В фойе по стенам развешаны портреты знаменитых деятелей тувинского театрального искусства. Во время антракта вглядываешься в их лица и чувствуешь, что сейчас произойдёт чудо: они заговорят с тобой, поведают, как ставили спектакли, о чём мечтали и спорили, расскажут какую-нибудь историю… Люблю сидеть точно посередине после прохода чуть повыше, чтобы охватывать взглядом весь большой зрительный зал. Обычно сюда мы приходим с моей подругой – главным редактором республиканской газеты «Тувинская правда».

В нашем любимом национальном театре всегда аншлаги — и не только на премьерах. А почему так? Ответ прост: мы проживаем с актёрами всю глубину эмоций и чувств. Будто всё, что разыгрывается на сцене, происходит с нами. И за это мы благодарны тем, кто так искусно погружает нас в этот необычный мир. Наши родители помнят и чтят знаменитую чету тувинских артистов — Максима Монгужуковича и Кара-Кыс Номзатовну Мунзуков. Тувинскими театралами почитаются такие корифеи сцены как Анна Оюновна Шириин-оол, Дыртык Бак-кысович Монгуш и Люндуп Иргитович Солун-оол — выпускники актёрского отделения Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии 1968 года.

И как тут не вспомнить Алексея Кара-ооловича Ооржака, который многие годы был главным режиссёром Национального театра Тувы и который умел разглядеть в каждом актёре именно те свойства и таланты, которые позволяли ему создать запоминающийся образ, наиболее полно выразить суть своего героя, способного воплотить в жизнь глубокие образы?

Мне также импонирует как проживает роль на сцене Саяна Сат – выпускница Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства 1994 года. За эти годы она стала заслуженной и народной артисткой Республики Тыва. Её героиня Борбак-Кара в спектакле «Кара дашка харыылыг…» гротескно оголяет социальную проблему любого общества — пьянство.

Из всех знаменитых постановок театра мне особенно нравится историческая драма-эссе по пьесе народного писателя и заслуженного деятеля искусств Тувы Эдуарда Мижита — «Кым сен, Субедей?» («Кто ты, Субедей?»). В 2000 году с этой постановкой коллектив завоевал Гран-при на международном театральном фестивале «Туганлык» в Уфе Республики Башкортостан. Через призму жизненной истории Субедея, правой руки легендарного полководца Чингисхана, показана проблема сохранения небольшого народа в жестокое время.

А трогательная легенда о возникновении национального музыкального инструмента игил, основанная на истории дружбы жеребёнка и мальчика-сироты – «Эгил, эжим, эгил! (Вернись, мой друг, вернись!)» кого не заставит всплакнуть? Отмечу, что этот спектакль и игра актёров не для зрителей, привыкших к развлекательным проектам и передачам, он учит сочувствовать, осознавать поступки людей и понимать, какой ценой завоёвывается мир и счастье на земле.

Надеюсь, что наши читатели выберут время, чтобы познакомиться с этими и другими постановками, которые наш Национальный музыкально-драматический театр имени Виктора Кок-оола подготовил к юбилейному 90-му сезону.

Спасибо тебе, Национальный музыкально-драматический театр имени Виктора Кок-оола, за ту любовь, которую ты прививаешь к бессмертному искусству! Ты — наш компас в мире чувств, и я знаю, что буду возвращаться сюда снова и снова, чтобы находить у тебя новые ответы на возникающие вопросы души.

На фото титульный лист пьесы С. Сарыг-оола «Чечен и Белекмаа» и первая страница пьесы, написанная самим автором.

Основание: НА РТ. Ф.139. Оп.1. Д.92.

Раля Кама, ведущий специалист отдела использования и публикации архивных документов Национального архива Республики Тыва.

TOP