НОВАЯ РУБРИКА! ГОСТИ ТУВЫ

В нашей гостеприимной республике побывали многие знаменитые люди нашей страны. Так в 60-х годах в Туве побывали и оставили приятные воспоминания о нашей республике, «звезды» советского кино — Татьяна Самойлова, Евгений Урбанский и Николай Рыбников. Мы познакомим Вас с известными людьми страны посетивших нашу республику в 1978 году. 1978 год вообще выдался «урожайным» на гостей. В Туву приезжали композиторы Ян Френкель, Людмила Лядова, суперпопулярная певица советской, а затем российской эстрады Алла Пугачева, артист юмористического жанра Геннадий Хазанов. Со всеми гостями Тувы познакомила своих читателей газета «Молодежь Тувы». Журналистам газеты посчастливилось взять у своих героев интервью и автографы. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию интервью с известным композитором Яном Френкелем, побывавшем в Туве в рамках праздника советской музыки «Тувинское музыкальное лето 1978 г.».

Ян ФРЕНКЕЛЬ

ПЕСНЯ -ЭТО РАЗГОВОР СО СЛУШАТЕЛЕМ

…Он садится за рояль, берет первый аккорд и запевает негромким голосом. Его выступления всегда напоминают беседу. Беседу людей, интересных друг другу, понимающих друг друга…

— Ян Абрамович, когда Вы поняли, что музыка — Ваше истинное призвание?

— С самого раннего детства. Отец, музыкант-любитель, решил приобщить меня к музыке. И это ему удалось. Он собственно, и стал первым учителем. Без музыки я — уже не мог представить себе жизни. Она была моим постоянным спутником в юности, когда мы с группой ребят решили уехать из родного Киева в Донбасс. И потом, на фронте, где я был актером фронтового театра. Все эти годы продолжал писать.
— Приближался момент встречи с песней?
— Поскольку за минувшие годы накопилось много впечатлений, которыми хотелось поделиться, я почувствовал, что рассказать об этом можно только в песне.С началом работы в этом жанре начался новый этап не только в творчестве, но и в жизни. А она была постоянно связана с поездками на комсомольско-молодежные стройки. Поездки давали богатейший материал для творчества. В I960 году прозвучала моя первая песня «Годы» на слова Марка Лисянского. Не порывал я связей и с армией. После первой песни появились «Подмосковный городок», «Непоседы», «Как тебе служится», «Калина красная» и т. д.
— Могли бы Вы, что-то вы делить из всего написанного Вами?
— Трудно. Композитор, знаете, иногда, как мать, а песни, как дети. Нельзя к одному ребенку относиться хорошо, а к другому—плохо. Все мои песни—это мои дети, и за каждую я болею.
— И все-таки «Журавли» занимают исключительное место…
— У «Журавлей» удивительная судьба. Мне доводилось ее напевать там, где никто из слушателей не знал ни одного слова по-русски. И так точно они улавливали интонацию песни, что меня это просто поражало. Огромную роль в популярности «Журавлей» сыграл Марк Бернес, замечательный певец и актер. Почти все песни, которые он пел, были задуманы им. Такого ощущения песня, как у Бернеса, не было ни у кого. Он всегда чувствовал, что именно сегодня нужно слушателю. И когда он исполнял песню, ее принимали как нечто такое, что уже давно ожидали.
— Свои песни, Ян Абрамович. Вы доверяете не всем исполнителям?
— Не каждому. Крайне редко получаю удовольствие от исполнения своих песен. И то, что стал сам напевать, это, наверное, не от хорошей жизни. Понял, что петь плохо могу и сам. Но я хоть знаю, о чем пою. Получаю удовольствие, слушая Иосифа Кобзона, который с каждым годом поет лучше, мудрее что ли. А что касается недоверия к исполнителям, это, вероятно, потому, что многие певцы подвержены влиянию моды. Сужу, может быть, несколько категорично, и все-таки думаю, что мода и искусство—понятия несовместимые. Настоящее искусство скрыто в таких песнях, как «Катюша», «Темная ночь». Почему их поют и любят? Потому что они естественны. Они как выплеск души. Они не создавались с попыткой следовать моде. Безусловно, я не отметаю песни, которые поют. Вероятно, без этого тоже нельзя. Но мода как приходит, так и уходит, а искусство—вечно.
— Когда композитор пишет песню, думает ли он об аудитории?
— Об аудитории никогда не задумывался. Для меня песня—это возможность разговаривать со слушателем. Ведь все мы, по сути, собеседники, несмотря на возрастные особенности. Поэтому никогда не делю аудиторию на категории. Видите, даже получилось немного в рифму.
— Любовь к музыке, к песне, Вы, наверное, стремились передать своим детям?

— Музыка требует нечеловеческой отдачи с раннего детства. Согласитесь, что в 7—8 лет заниматься музыкой, но пять часов—это изматывающий труд. Мне хотелось, чтобы моя дочь получила в детстве то, чего не получил я. Я любил спорт, но не имел времени заниматься им. Дочь—мастер спорта по баскетболу. Я хотел знать иностранные языки, но не знаю, а она владеет четырьмя иностранными языками. Занимается музыкой мой внук, которого я очень люблю. Если бы я почувствовал, что из него не получится музыканта, я бы не стал настаивать на его музыкальных занятиях.

— Москва — Ваш дом, в котором Вы бываете, вероятно, очень мало?

— Последние годы стал ездить меньше. Трудно расставаться с внуком. И потом, чего греха таить, годы идут, становишься старше. Но сейчас, я бы сказал, останавливают не трудности перелетов, а масса дел. Отдых? Отдыхать—это великое искусство, которым я, к сожалению, не владею.

— Какие впечатления произвели слушатели Тувы?

— Очень сильное впечатление произвела несуетность людей, их спокойствие. Я понял, что идет это не от апатии, а от внутренней культуры. Приятно поразила сердечность слушателей, которая очень проста и естественна.
На прощанье Ян Абрамович Френкель подарил читателям нашей газеты свой автограф.
Интервью вела М. Тюменцева.

TOP