Дары природы

Дарами природы считалось все, что можно собрать на земле, и то, что можно выкопать из земли. Дары природы использовались в пищу и в качестве лекарственных средств. Ввиду разнообразия природы и флоры Тувы, растения обладали своеобразными качествами. Дарами считались некоторые минералы, вещества, нужные в хозяйстве и в повседневной жизни.
В некоторых местах, таких как Тоджа, Монгун-Тайга, невозможно было получить хороший урожаи зерновых и потому местные жители использовали коренья растений вместо хлеба.

Тувинцы очень бережно относились к благам земли. Вот пример. Ягоды собирались только вручную, не наступали на ягодные кусты, не пускали скот на ягодные места, детям запрещалось ходить по ягоды, пока они не созрели, принимали меры по предотвращению пожаров в тайге. Взрослые специально учили детей, как собирать ягоды, что и почему нельзя делать в лесу.
Собирали следующие ягоды и растения: черную смородину (инек-караа), крыжовник (кызырак-караа), красную смородину (кызыл-кат), костянику (кускун-кады), ягоды жимолости (дая-кады), землянику (честек-кат), голубику (кок-кат), бруснику (киш-кулаа), боярышник (долаана), черемуху (чодураа), кедровый орех (пош тооруу), облепиху (чыжыргана), укроп (койнут), черемшу (хылба), лыко тальника (тал шылбазы), кору лиственницы (дыт човурээзи), кору пихты (чойган човурээзи), березовые шишки (хадын човурээзи), еловые шишки (шиви човурээзи) и др. Собирались и такие растения и ягоды, которые называли (в переводе) коровий лук, степной лук, змеиная подушка, козья ягода, овечья ягода.
Собирали и некоторые вещества, например, хая-карты использовался как краска, как и куш-саны, из этого отвердевшего экскремента орла делалась очень устойчивая белая краска. Толченые желтокрасные камни — шивит использовались также как краска, выделанные шкуры, покрашенные им, обретали дополнительную прочность. В земле под муравьиной кучей находили смолу лиственницы — дыт-чугу, которой лечили воспалившиеся раны.
В жизни тувинца некоторые камни играли прикладную и сакральную роль. Пестик для толчения чая находили на высохших руслах рек и он преподносился молодой хозяйке юрты. Из агальматолита (чонар-даш) вырезают различные фигурки, тувинские мастера-камнерезы известны далеко за пределами республики. Мягкий точильный камень (чаныы) повсеместно использовался в быту. Кремень (оттук дажы) — неотъемлемая часть кресала, без чего трудно было представить мужчину-тувинца. Огромные многокилограммовые камни (кодурер-даш) устанавливались по обочинам дорог, они были спортивными снарядами для силачей, которые состязались, кто до какого уровня поднимет тот или иной камень. Каждое достижение фиксировалось очевидцами. Интересен камень чат-дажы, который видели немногие, потому что он был атрибутом шаманского действа. Говорят, шаман при помощи этого камня мог призвать обильный дождь или снег, мог даже наслать грозу на стойбище своего врага.
Многие растения и корнеплоды обладают целебными свойствами. Например, толченое ядро кедрового ореха в трудную пору заменяло молоко, оно помогает от кашля, служит успокаивающим средством. Детям его дают, когда пучит живот. Горячий отвар солодки (чигир-сиген) пьют, когда мучает сильный кашель. Чай из дикого пиона или марьина корня (шенне) помогает при болезнях мочевого пузыря, он может служить профилактическим средством от сырости. Полезно жевать серу лиственницы (дыт саады): укрепляет зубы, а отвар серы ели и шиповника очищает горло. Черемуху используют при желудочных болезнях, дизентерии. Можжевельник (артыш) тоже помогает излечивать эти болезни, используют как профилактическое средство, поднимает аппетит. Чай из шиповника поднимает жизненный тонус.

М.Б. Кенин-Лопсан «Традиционная культура тувинцев»
Глава шестая «Дары природы»

TOP