«Семейные ценности населения Республики Тува» 

Поздравляем с Днем любви, семьи и верности! Желаем вашим семьям большой, безграничной любви, огромного счастья! Пусть ваши дома будут наполнены благополучием и радостью. А сердца – жизненной силой и энергией!

Представляем Вашему вниманию статью о семейных ценностях в Туве, ученых Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований Карашпай С.М., Сат, С.С., Сади С.С., Монгуш А.А., опубликованную в журнале «Этносоциум и межнациональная культура» № 9, 2018 г. В статье представлены основные результаты социологического исследования, проведенного в Республике Тува, в целях изучения семейных ценностей населения.

Семья как социальный институт является включенной во все процессы, происходящие в обществе. Семья может стать движущей силой общественного развития при грамотном вмешательстве и регулировании государством сфер семейно-брачных отношений, культуры. В настоящее время семья является объектом изучения многих наук. Существует множество подходов в изучении тувинской семьи в тувиноведении, одной из которых является социологические подход (представители З.В. Анайбан, В.С. Донгак и др.). Социология фиксирует изменения общественного мнения о ценностях, выявляя различные формы проявления ценностей в сознании социальных групп и индивидов. В целях изучения изменений во взглядах на семейно-брачные отношения изучили различия в половозрастных представлений респондентов. Цель исследования – определение семейных ценностей населения Республики Тува. Методика исследования. Объем выборочной совокупности – 935 человек. Метод — анкетирование. Состав опрошенных соответствует основным параметрам социально-демографической структуры населения Республики Тыва.

Семья – главная ценность человека. Личность в семье формирует характер, социальное поведение, идеалы и нормы, которые передаются из поколения в поколение. Зрелая личность помогает строить новые семейные отношения своим детям и внукам, заботясь о создании благополучной семьи, сохранении семейного рода. В семье реализуются репродуктивные, психологические, педагогические, духовные, экономические функции, посредством, которого индивид адаптируется в социальной среде. Наиболее важными ценностями для жителей республики явились семья (74%), здоровье (54%) и дети (49%). Второстепенными стали работа (30%) , любовь (24%), образование (21%). Респонденты меньше всего придают значение духовному развитию, творчеству. Для женщин, проживающих в г. Кызыле, одной из важных ценностей является здоровье (женщины — 60,5%, мужчины — 48,8%), а для мужчин важнее работа, уважение окружающих, духовное развитие (для мужчин 32,8%, для женщин 24,4%). Для респондентов в возрасте 30-55 лет важнее семья (75,2%), крепкое здоровье (64,3%), для молодежи – любовь, образование и работа (значение этих показателей уменьшается в зависимости от возраста опрошенного). Чем выше возраст респондента, тем выше ценность детей, здоровья.

Для респондентов «Семья для Вас – это…»:
• забота и любовь к детям, супруге (супругу) – 73,3%;
• продолжение рода – 64,9%;
• крепкий тыл, чувство защиты – 50,4%.
В республике остается высоким уровень репродуктивных установок, когда большая часть респондентов стремиться иметь больше детей. По мнению опрошенных, трое детей является идеальным количеством детей в семье. Однако не стабильное материальное положение ограничивает рождение третьего и последующего ребенка в семье. Несмотря небольшое количество ответов, имеет место быть негативные определения семьи. Для 3,4% молодежи и 2,5% пожилых людей «семья – это помеха для самореализации, самовыражения».
Для респондентов 31-40 лет (2,2%) «семья место постоянных скандалов и проявления насилия». «Семья – обуза во всем» – такой ответ выбрали 2% опрошенных, их них 1,7% люди 56 лет и старше, 1,5% – 31-40%, 1,4% – 18-30 лет, жители Дзун-Хемчикского (4%) и Каа-Хемского кожуунов (4,3%).

Семейные ценности можно разделить на несколько групп:
Эмоционально-психологические ценности:
• любовь/дружба (60,9%);
• поддержка/забота/взаимопонимание (57,9%);
• психологический комфорт (9,7%);
• постоянные сексуальные отношения (2,4%);
Поколенческие ценности:
• дети, внуки (50,5%);
Социальные ценности:
• материальная обеспеченность (21,6%);
• финансовая стабильность (10,4%);
• социальная защита/защищенность (4,8%);
Культурные ценности:
• досуг (15,8%);
• преемственность поколений/сохранение традиций (11%);

Важнейшими семейными ценностями являются эмоционально-психологические ценности. Далее выступают поколенческие, потом – социально-материальные, в конце — культурные ценности. Эмоционально-психологические ценности больше выражены у женщин (63,4%, мужчин — 60%). Поколенческие ценности актуальны для пожилых респондентов (62,5%). Семейные традиции и праздники. Как показывают данные исследования, чаще всего к семейным традициям респонденты относят празднования Дней рождений родственников (57%). Общий интерес к истории семьи и семейным корням, по мнению опрошенных, также является одной из основных семейных традиций (49%). Для женщин регулярные встречи с родственниками имеют большее значение, чем для мужчин. Абсолютное большинство опрошенных отмечают в кругу семьи Новый год и Шагаа. Семьи в основном ежегодно празднуют дни рождения детей (77%), а также Дожек-Дой2 (57%) и инициацию ребенка (Хылбык-Дой, Крещение, Сундет-Той) (36%). 70,9% респондентов отметили, что семейная жизнь родителей является образцом для поведения. Особенно данный ответ импонирует женщинам (73,3%), старшему поколению (80%), тувинцам (71,2%), замужним и женатым респондентам (78%).

Образцовая семейная жизнь формируется на правильном поведении членов семьи, от знаний их семейных традиций и обычаев, культуры и религиозных представлений. Внутрисемейные отношения (например, мужа и жены, родителей и детей, членов семьи с родственниками) основываются на умении соблюдать нормы и правила поведения традиций своего народа.
В основном респонденты положительно выражают преемственность образцового поведения, переходящие от родителей, что семейный опыт транслируется без утраты и потери знаний, традиций и обычаев. Большая часть опрошенных осведомлена о происхождении своей фамилии (рода) – 66%. Как показали результаты исследования, мужская часть населения знает историю своего рода лучше (70,2%). Треть женщин не имеют представления о происхождении своей фамилии. Около половины респондентов знают историю своего рода лишь до 3 поколения, следует отметить, что данный вариант ответа выбрали как молодежь, так и старшее поколение. До 4 поколения свою родословную больше всех знают люди в возрасте от 18 до 30 лет (27,4%). До 5 поколения историю своего рода в большей степени знают люди старше 56 лет (17,9%). Таким образом, в системе ценностей жителей региона семья и дети занимают первостепенные позиции. Семья для опрошенных – это забота и любовь к детям, супруге (супругу) – 72%, продолжение рода – 63%, крепкий тыл, чувство защиты – 56%. Главными семейными ценностями населения являются психоэмоциональные и поколенческие ценности. К психоэмоциональными относятся любовь/дружба (60,9%) и поддержка/забота/взаимопонимание (57,9%), к поколенческим – дети, внуки (50,5%).

Авторы: Карашпай С.М. научный сотрудник Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Сат А.В. научный сотрудник Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Сади С.С. научный сотрудник Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Монгуш А.А. научный сотрудник Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований.

Список литературы:
1. Трошкина И.Н. Семья: состояние и перспективы развития. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2008. Том 6. Вып. 3. 121 с.
2. Ондар Л.М., Ондар А-А. А. Подходы к изучению тувинской семьи в тувиноведении. Современные наукоемкие технологии. № 7. 2016. С. 177.
3. Анжиганова Л.В., Ак-Лама С.М. Мир женщин современной Тувы [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2016, № 2. // URL: http://nit.tuva.asia/nit/article/ view/97 (дата обращения: 10.08.2018).

TOP