15 марта 1924 г.– 100 лет со дня рождения Конгар Хургулек Байыскылановны

15 марта 1924 г.– 100 лет со дня рождения заслуженной артистки РСФСР
и народной артистки Тувинской АССР Конгар Хургулек Байыскылановны.

Хургулек Конгар обладала уникальным, незабываемым голосом. Она пела и соло, и в известном трио (начиная с 1948 г.) с Монгуш Севильбой и Екатериной Кенденбиль.

Ставшие сегодня вокальной классикой тувинской музыки известные песни А. Чыргал-оола, Р. Кенденбиля, А. Лаптана и многих других композиторов, впервые были исполнены Хургулек Байыскылановной и её коллегами. С концертными номерами она выступала в Кызыле и в районах почти до последних дней своей жизни.

Любимыми и лучшими своими ролями на сцене Тувинского театра она считала (и это, по признанию зрителей, было действительно так) именно музыкальные: Оксаны («Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского), Яринки («Свадьба в Малиновке» Б. Александрова), тетушки Джихан («Аршин мал алан» У. Гаджибекова).

Яркий талант самобытной актрисы проявился и в драматических постановках, вошедших в историю сценического репертуара Тувинского театра, — Х. Конгар была мастером перевоплощения. Всегда интересно было наблюдать, как актриса через жесты, мимику, движения создавала на сцене неповторимый образ своей героини и его развитие по ходу действия.
Она исполнила роли в постановках: «Тоска» Дж. Пуччини — Тоска; «Чечен и Белекмаа» — Дангына; «Башмачки» — сваха Джихан; «Аршин мал Алан» — тётушка; «Козы Карпеш и Баян-Слу» — девушка Баян-Слу; «Платон Кречет» — Надя; «Хайыраан-бот» — Уран, Салбакай; «Именем революции» Шатрова — жена командира; «Коварство и любовь» Шиллера — леди Мильфорд; «Ночь лунного затмения» Мустая Карима — Танкебике; «Самбажык» — Таданай; «Гроза» Островского — Катерина; «Нэркэс» — Зумрад и др.

НА РТ, «Заслуженные люди Тувы XX века» г. Кызыл, 2004 г., стр. 265.

TOP