К 100-летию Белоцарского боя

Вечная память погибшим за свободу народа

Памятник погибшим в Белоцарском бою красным партизанам. Кызыл. 1970-е годы. Фото из фондов ГА РТ.

У слияния двух рек, где соединили свои быстрые воды Бий-Хем и Каа-Хем, в местечке, известном среди русского населения под названием Виланы, а среди тувинцев – Хем-Белдир, в апреле 1914 года был заложен первый город в Туве, который назвали Белоцарском. Раньше в районе Хем-Белдира собирались феодалы и чиновники, устраивались моления лам, располагались торговые заведения российских купцов. Возведение города поручили заведующему устройством русского населения в Туве Владимиру Габаеву.
Закладка и строительство города имели для Тувы прогрессивное значение. Через год, в апреле 1915-го, в Белоцарске открылась первая больница на десять коек. В ней работали лечащий врач, фельдшер и акушер. В течение года на излечении находились всего семь человек. В сентябре того же года в помещении одного из бараков открылась первая школа, в которой занимались 47 учащихся.
К началу 1916 года в городе насчитывалось 18 казенных и 54 частных дома, в которых проживало около 500 человек: государственные служащие, купцы, ремесленники, владельцы постоялых дворов, строители. Единственное двухэтажное здание принадлежало переселенческому управлению. Также, в это время начали работать маленький кожевенный завод, частные паровые лесопилка и мельница.
Весть о свержении самодержавия в России в марте 1917 года перелетела через Саяны и дошла до жителей Белоцарска. Большевики Н.Г. Крюков и М.Я. Крючков, работавшие в переселенческом управлении, организовали первый рабочий кружок. В него вошли строители М. Семенов, С. Непомнящий.
26 июня 1917 года строители города создают рабочий комитет, который возглавляет Никифор Григорьевич Крюков. В начале октября проходит первый съезд русских крестьян Тувы.
Насыщенным событиями стал для Белоцарска и 1918 год. С 1 по 5 января в городе прошел съезд учителей Тувы и Усинского округа. Его работой руководил большевик С.К. Беспалов. 8 января создается первый Совет рабочих депутатов, в который вошли А.В. Рудак, Г.Ф. Волков, С.А. Непомнящий.
В феврале 1918 года большевики организовали в Белоцарске отряд Красной гвардии. В марте в городе начал работу IV съезд русского населения края. Съезд избрал краевой Совет рабочих и крестьянских депутатов, который взял власть в свои руки. Белоцарск был переименован в Урянхайск.
Первого мая жители города и красногвардейцы с флагами и лозунгами в руках вышли на первую в Туве демонстрацию, посвященную Дню международной солидарности трудящихся.

В начале июля 1918 года на смену советской власти пришла колчаковская. Ровно через год, 18 июля 1919 года в город вступили партизаны Александра Диомидовича Кравченко (1881-1923) и его помощника Петра Ефимовича Щетинкина (1984-1926).
В партизанском походе в Туву участвовало более 3000 человек. В исключительно тяжелых условиях армия Кравченко прошла таежными тропами в Минусинский уезд, затем через Саянский хребет в Туву.
18 июля 1919 года партизанская армия освободила город Белоцарск. Колчаковцы бежали. Часть белогвардейцев спустилась на плотах вниз по Енисею, а часть спряталась в отдельных поселках Тувы. Китайский и монгольский оккупационные отряды, чувствуя слабость, не вступили в бой с красной партизанской армией. Правда, военный отряд монголов, узнав о царившей среди колчаковцев панике, пытался занять Белоцарск до форсирования Енисея партизанской армией. «Когда мы, разбив белых, подходили к Белоцарску с севера, — вспоминал Кравченко, — монгольский отряд до 600 человек также подходил к Белоцарску с юга. Этот отряд не успел занять город и остановился в пяти верстах, расположившись здесь лагерем».
Партизанская армия Кравченко и Щетинкина помогла местным партизанам очистить отдельные районы Тувы от белогвардейцев. Партизаны, пополнив свои ряды добровольцами из местных рабочих и крестьян готовилась к активным военным действиям против колчаковцев.
В августе 1919 года колчаковское правительство направляет в Туву двухтысячную, хорошо вооруженную, белогвардейскую армию во главе с есаулом Г.К. Бологовым.
15-16 августа по старому стилю 1919 года в ходе переломного для армии Колчака — Белоцарского боя — партизанская армия под руководством Кравченко и Щетинкина полностью разбила белогвардейцев есаула Бологова.
Из воспоминаний А.Д. Кравченко: «28 августа 1919 года наша разведка принесла сведения, что авангард противника находится в 15 верстах от Белоцарска. Наши расположились по левому берегу Енисея, занимая 30-верстный фронт. На левом фланге расположился Манский полк, у Белоцарска – Тальский полк и Ачинский батальон, на правом фланге – Канский полк со сборными частями кавалерии. В 3 часа утра 29 августа отряд Бологова повел наступление».
Командованием красных партизан предварительно выработало тактически продуманный оперативный план сражения с колчаковцами. Белогвардейцам была представлена возможность форсировать Енисей ниже Белоцарска. Вечером 29 августа колчаковцы ворвались в город. Красные партизаны в полном боевом порядке отошли и установили фронт на юге Белоцарска. Как только белогвардейцы в Белоцарске стали шумно праздновать свою победу, красные партизаны начали наступление против них.
В самом начале наступления партизаны захватили все плавсредства противника, что чрезвычайно ухудшило их положение. Конница под командованием С.К. Сургуладзе (Сергей Константинович Сургуладзе – председатель Армейского Совета партизанской армии Щетинкина-Кравченко) разгромила отряд белогвардейцев, когда тот пытался прорваться в тыл партизан.
Вспоминает С.К. Кочетов: «28 августа 1919 года разведка обнаружила передовые части белых. Это к Белоцарску спешил «старый знакомый» — есаул Бологов.
Под прикрытием орудийного огня белые начали переправу на левый берег. Отступив из Белоцарска, партизаны заняли выгодные для них позиции.
Упиваясь легкой «победой», Бологов на балконе одного из домов (ныне здание обкомов профсоюзов (сейчас здание агентства «Роспечать») под духовой оркестр отплясывал трепака и хвастливо выкрикивал:
– Ужинаю здесь, а обедать буду в Атамановке.
Однако партизаны постарались, чтобы он и его банда пообедали в другом месте».
Из воспоминаний Александра Диомидовича Кравченко: «Бой за Белоцарск развернулся вечером. Наши цепи сжали город со всех сторон.
На площади в две версты бушевал огонь 14 пулеметов противника и 16 наших. Непрерывно палили несколько тысяч винтовок. Эта буря огня, сливаясь с рокочущей грозой, создавала жуткую картину.
Подведя цепи на версту к Белоцарску, мы двинулись вперед и с громовым «ура» бросились со всех сторон на противника, расположившегося в Белоцарске. Молниеносным ударом сбили его с позиции и прижали к Енисею. Бологов с частью командного состава вскочил в лодку и первый удрал, переплыв Енисей. Казачьи сотни бросились в воду в сомкнутом строю, пехота цеплялась за лошадей, пытаясь переплыть под огнем. Быстрые и холодные воды Енисея беспощадно поглощали и людей, и лошадей.
К десяти часам вечера все смолкло. Белоцарск был в наших руках, а из отряда Бологова сумели бежать через Енисей не более 150 человек, в плен было взято около 300 человек. Нам достались 2 орудия, 14 пулеметов, до 2000 винтовок, около 200 тысяч патронов, седла и масса обмундирования. Ночью, когда мы со Щетинкиным ходили разыскивать орудия, то вдоль берега нельзя было идти, не натыкаясь на трупы противника. С нашей стороны было 37 человек убитых и 44 раненых.
Впервые мы понесли такую большую потерю, но понесенные жертвы были не напрасны. В Белоцарском бою колчаковцам был нанесен серьезный урон.
В день боя монгольский нойон (Хатан-Батор Максаржав (1879-1927)) сидел на высокой сопке и наблюдал картину боя, ожидая его исхода. В случае, если бы мы были разбиты, он, несомненно, помог бы колчаковским войскам вылавливать нас. Нойон, по его словам, никак не ожидал, чтобы мы оказались победителями, так как видел отступление в степь Манского полка и думал, что все кончено.
Утром 30 августа из монгольского штаба прибыла делегация с поздравлением. Нойон просил разрешения приехать лично с поздравлением и назавтра приехал к нам с подарками. Мне, Щетинкину и его помощнику Уланову он выражал свое восхищение отвагой и доблестью партизан.
На приеме в Армейском совете хатон-батор-ван широко улыбался и, подняв вверх большой палец руки, говорил: «Хорошо воевали, очень хорошо воевали!» В переданном им разрешении пройти через Монголию на запад уже не было нужды. Мы пошли через несколько дней на Минусинск.
В течение недели после боя мы убирали трупы белых. Павших в бою товарищей похоронили в Белоцарске в трех братских могилах на берегу Енисея, загородили оградкой и поставили три больших креста вместо памятников. На похоронах присутствовал хатон-батор-ван со своим штабом».
Потери красных: 37 убитых и 44 раненых. Именно такие цифры назвал командарм Кравченко в 1920 году. Их подтвердил Щетинкин в 1922 году. Погибших воинов похоронили в братской могиле на берегу Енисея, где сейчас установлен памятник красным партизанам.
Данные о потерях белых разнятся. По данным, приведенным в книге «Гражданская война в Енисейской губернии» сообщается о 500 убитых, 300 пленных, захваченных 2 орудиях, 14 пулеметах, 700 снарядах, 200 тысяч патронах. Другой красноармеец, очевидец и участник событий Исак Буров: 5 тысяч убитых, 283 пленных.
В «Истории Тувы. Том II» говорится о более 400 убитых и множестве утонувших белых, около 300 новобранцев, сдавшихся в плен, о захвате 2 орудий, 14 пулеметов, 2 тысяч винтовок, 700 артиллерийских снарядах, сотнях тысяч патронов и др. Григорий Бологов в том бою был ранен, бежал в Минусинск, скрывался, затем на Дальнем Востоке боролся с большевиками, организовал эвакуацию от китайских коммунистов казаков и беженцев из Шанхая в 1949 году. Умер в 1976 году в США в г. Сан-Франциско.
4 сентября 1919 года партизанская армия Кравченко и Щетинкина покинула пределы Тувы. Вместе с ней отправились и вступившие в ее ряды местные русские партизаны. 13 сентября 1919 года партизаны освободили Минусинск, а 20 декабря соединились с регулярными частями Красной Армии.
Это событие, С.К. Тока в своем романе «Слово арата», описывает так: «Была суровая осень 1919 года. Партизанская армия Щетинкина, разгромив основной очаг белогвардейщины Минусинского и Урянхайского краев – банды Бологова и других колчаковцев, двинулась в обратный путь: Минусинск – Красноярск – на соединение с регулярными войсками Красной Армии, шедшей тогда из Центральной России в Сибирь для разгрома Колчака. С партизанской армией Щетинкина ушли и местные партизаны Кочетова и Хлебникова».
«Белоцарским боем мы решили судьбу всей нашей борьбы с Колчаком», — это цитата командарма Кравченко 1920 года.
После Белоцарского боя разрушенный и сожжённый Белоцарск почти целиком пустовал. Жители его либо переселились в другие места, либо сражались в партизанских отрядах.
Белоцарский бой стал самым крупным в крае за весь период 1917-1921 гг. Сама же победа партизан над колчаковцами изменила общественно-политическую ситуацию в Туве.
Собравшийся в Туране 16-20 сентября 1920 года Х съезд русского населения края, единодушно принял решение о переименовании Белоцарска — Урянхайска в город Красный (Кызыл). Съезд также принял конкретные меры по восстановлению города.
13-16 августа 1921 года на первом Всетувинском учредительном хурале, проходившем в местности Суг-Бажы было провозглашено создание самостоятельного государства – Танну-Тува Улус, позднее Тувинская Народная Республика. В конце марта 1922 года правительство ТНР было переведено из Турана в Красный, вместе с правительством также переехали ЦК ТНРП, исполком Русской самоуправляющейся трудовой колонии и райбюро РКП (б). 25 июля 1923 года Красный был объявлен столицей Тувы. 24 декабря 1925 года ЦК ТНРП принял постановление о названии столицы – город Кызыл. Кызыл становится столицей Тувинской Народной Республики, её политическим, экономическим и культурным центром.

Куулар Маадыр,
главный специалист Государственного архива РТ,
член Тувинского регионального отделения РВИО

Источники

ГА РТ. Ф.239 – Воспоминания участников гражданской войны в Туве (1917-1921).
ГА РТ. Ф.334 – Кочетов Сергей Кузьмич.

Литература

Сейфулин Х.М. Образование Тувинской автономной области РСФСР (Краткий исторический очерк). – Кызыл, 1954. – С.54-56.
За свободу народа (Сборник воспоминаний красных партизан Тувы). – Кызыл, 1957. – С.19, 122-124.
История Тувы. — Новосибирск, 2007 г. – Т. II. — С. 103-104.
Шекшеев А. Красные партизаны Урянхая. Родина. Российский исторический журнал. № 7. – 2014 г. – С.47-49.

TOP