РУБРИКА «МУДРОСТЬ НАРОДА»

Верность своим традициям

Несмотря на сложности судьбы, тувинцы-тоджинцы до сих пор продолжают сохранять все основные элементы своей традиционной культуры: язык, обычаи и обряды, нормы поведения, традиционные праздники и обряды. У них широко бытуют устное поэтическое творчество различных жанров, традиционная музыкальная культура. Актуальным остается и шаманизм, который проявляется в многочисленных обрядах, основа которых – демонстрация уважения к духам-хозяевам местности (тув. черээзи). Тоджинец в своем простодушном и несложном веровании видит себя постоянно со всех сторон окруженным какими-то тайнами и всегда переживает ощущение чего-то сверхъестественного; если встречается ему на пути какая-нибудь преграда, вроде реки, которую надо перейти, или горы, которую нужно перевалить, он, «поклонник природы», обязательно прибегает к умилостивлению духов местности. Наряду с этим мы заметили приверженность тоджинцев и к буддизму. Мы посетили место, где в начале ХХ века находился Овгонхурэ, который представлял собой главный религиозный центр всей округи, т.е. Тоджи. Пожилые информаторы помнят, что храм был замечательным строением, отличавшимся необычайным смешением китайского и русского архитектурных стилей; рядом с ним находилось множество бревенчатых домов, в которых жили монахи и молодые послушники; недалеко располагались так называемые «молельные колеса» и возвышалась башенка, с которой ламы созывали свою братию на молитву. Рядом с храмом находилась резиденция нояна – главы клана Тожу. Сейчас место расположения этого буддийского храма пусто и безлюдно, зато благая аура местности давала о себе знать. Память о храме бережно хранится в сознании местного населения.

Отрывок из научной статьи «ТУВИНЦЫ-ТОДЖИНЦЫ: ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ».
Автор: Монгуш Марина Васильевна. ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»
ЖУРНАЛ: РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ, № 1, 2017 г. стр. 67-84

Статья посвящена оленеводам-тоджинцам Республики Тыва, которые, несмотря на технический прогресс и сложности быстроменяющегося мира, все же продолжают сохранять свою самобытность и этническую идентичность. Автор показывает, что перед ними стоит проблема эффективной реализации своих юридических прав как коренной малочисленной народности Российской Федерации, а также дальнейшего взаимодействия с китайскими трудовыми мигрантами, отношения с которыми пока остаются прохладными.

TOP